По данным Минэкономразвития России, в 2024 году объём транспортных перевозок в России вырос на 6,3%. Этому способствовало переориентирование внешнеэкономических связей и усиление логистических потоков внутри страны.
Наибольшие темпы роста зафиксированы в Казахстане — перевозки увеличились на 11%. Развитие транзитной инфраструктуры и наращивание экспортно-импортных операций стали ключевыми факторами роста.
В Киргизии рост составил 5,8%, в Азербайджане — 3,9%, а в Туркменистане — 7,2%.
Активно развивается транспортно-логистическое сотрудничество между странами СНГ и Китаем. Главы Содружества утвердили план действий по оптимизации инфраструктуры и развитию международных транспортных коридоров (МТК) до 2030 года.
С КНР действует Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, в рамках которого реализуется дорожная карта, предусматривающая цифровизацию транспортных коридоров.
Одним из стратегических направлений для стран СНГ стал международный транспортный коридор «Север – Юг». По оценке ЕАБР, к 2030 году он должен обеспечить перевозку до 32 млн тонн грузов, что более чем в 1,5 раза превышает текущие объёмы.
На данном этапе реализуется свыше 100 инфраструктурных проектов общей стоимостью около 40 млрд долларов. Ведётся работа по сопряжению этого коридора с Трансафганским маршрутом и трёхсторонней инициативой «Таджикистан – Афганистан – Туркменистан».
Ключевым вектором транспортной интеграции остаётся цифровизация логистических процессов и взаимодействие между контрольными органами стран-партнёров.
Унификация стандартов и технологий контроля в пунктах пропуска, внедрение электронного документооборота между таможенными и другими контрольными структурами, обеспечение высокоскоростного интернета и ИТ-инфраструктуры на транспортных маршрутах — всё это создаёт основу для формирования единого цифрового пространства перевозок на пространстве СНГ и с участием внешних партнёров.
Дмитрий Вольвач, заместитель министра экономического развития России, подчеркнул, что углубление санкционного давления усилило значимость восточного направления. Так, например, по Северному морскому пути в 2024 году было перевезено около 38 млн тонн грузов, что на 1,6 млн тонн больше, чем за предыдущий год. К 2030 году планируется достичь целевого показателя в 150 млн тонн.
Страны СНГ должны подготовить общий перечень приоритетных проектов, связанных с евразийскими коридорами. Это позволит усилить координацию усилий, повысить связанность территорий и ускорить формирование полноценного транспортно-логистического каркаса Большой Евразии.
